Valkyria Chronicles 4 — Любовь на войне

Valkyria Chronicles — одна и тех игровых серий, которые все любят, но мало кто играет. Впервые дебютировав на PS3 в 2008 году, собрав много лестных отзывов и наград, но не добившись схожих результатов в продажах, серия перекочевала на портативную платформу Sony, где получила два продолжения. Сиквелы, из которых только первый имел официальную локализацию, а второй худо-бедно перевели фанаты, почти не отошли от проверенной временем формулы и не помогли этой стратегической серии добиться чего-то большего.

Создатель Valkyria Chronicles, компания SEGA, тогда решила удариться в эксперименты и, ошибочно посчитав, что основной проблемой игры был ее размеренный темп и пошаговый режим, взяла и вложилась в Valkyria Chronicles Revolution, динамичный спин-офф. Но этот эксперимент оказался настолько провальным, что заставил разработчиков в страхе вернуться к корням.

Valkyria Chronicles 4 настолько похожа на первую часть, что без лупы и не разберешь вначале, что эти игры разделяет целое десятилетие. Даже внешне они выглядят практически идентично — та же самая стилизованная под акварельный комикс графика, те же самые механики, интерфейс и система боя, развития и улучшений, даже сюжет вертится в одном и том же временном промежутке.

Словно боясь двигаться куда-то в сторону, игроков вновь зовут участвовать в глобальной войне между Федерацией и Империй, в альтернативной версии Европы. Когда-то мы сражались за маленькую и гордую страну, зажатую между двумя гигантами, потом укрощали революционную армию, следом воевали в таком себе штрафбате и наконец теперь мы возглавляем специальный бронетанковый отряд «Е», участвующий в дерзкой и стремительной военной операции Северный Крест, цель которой — блицкригом пробиться к столице врага и остановить кровопролитие на континенте.

С одной стороны то, что все вращается вокруг одного и того же военного конфликта, позволяет взглянуть на него с разных точек зрения, изучить более детально и проникнуться всем, что происходит с персонажами на войне и за ее пределами. Но с другой стороны, четыре игры практически в одном и том же сеттинге и с одним и тем же геймплеем свидетельствуют о серьезном творческом кризисе.

И если сетовать о недостатке нововведений тайтлов, вышедших на PSP, было неразумно — не те мощности, — то от четвертой части хотелось получить большего, чем маниакальную верность традициям серии. Нет, кое что новое все же появилось (об этом я расскажу чуть позже), но на сей раз у разработчиков игры были в распоряжении мощные игровые платформы и хотя бы в техническом аспекте они могли бы позволить себе улучшения.

Да, карты стали больше, модельки чуть опрятнее, но по большему счету игра выглядит как гость из прошлого. И ведь что напрашивается в первую очередь — это продвинутая физическая модель, которая враз могла бы освежить игровой процесс, добавить так необходимой ему непредсказуемости. Потому что наблюдать сейчас, как танки не могут пробиться через несчастный полуметровый заборчик, не говоря уже о бесполезных снарядах, это настоящий оксюморон для военной стратегии.

Не поймите меня неправильно, Valkyria Chronicles 4 — прекрасная игра. Она позволяет забыть, как страшный сон, Revolution и вновь погрузиться в знакомые декорации, пережить те самые ощущения радости и триумфа, когда удается пройти уровень на скорость и без потерь. Но человеку свойственно привыкать к хорошему и затем требовать перемен. А их в игре как раз очень и очень мало, чтобы оправдать цифру в названии.

Для тех, кто никогда не играл в Valkyria Chronicles, сообщаю, что это тактическая игра, в которой мы сражаемся, используя уникальную пошаговую боевую систему под названием BLiTZ. Что она из себя представляет? Бой происходит поочередно: игрок перемещает и действует всеми своими подопечными, а потом так же поступает и противник.

В начале своего раунда игрок смотрит на карту с видом сверху в так называемом командном или стратегическом режиме, в котором можно выбрать или солдата, или отдать приказ (вызвать медика, пополнить амуницию, укрепить броню). После выбора конкретного персонажа далее игрок управляет им как в стандартном экшене от третьего лица: двигается по полю боя, прицеливается и стреляет (кидает гранаты, чинит танки и строит укрепления, лечит себя итд) только с тем ограничением, что на движение тратится шкала действия, размер которой зависит от класса.

Например, скауты ходят очень далеко, но обладают слабой броней. Снайперы, наоборот, преодолевают очень короткие дистанции, но зато могут убить с одного выстрела в голову. Ракетчики преимущественно направлены на уничтожение бронетехники. А автоматчики используются для стремительных атак на вражеские лагеря.

Помимо классовых достоинств и недостатков, уникального набора оружия, каждый солдат — это не просто фигурка, а реальная личность со своим именем, характером и внешностью. И у каждого есть свои так называемые потенциалы. Кто-то, например, вырос на деревне и не любит «каменные джунгли», из-за чего получает штрафы к характеристикам в городе. Кто-то любит быть в центре внимания и под прицелом множества врагов наоборот получает бонусы.

Но это не все, ведь у солдатов есть друзья и соратники, с которыми им приятнее сражаться. А если правильно тасовать их перед каждым боем, то можно открыть отдельные мини-истории, рассказывающие о каких-либо забавных или трогательных эпизодах, в которых они показывают себя в лучшей стороны. И в результате улучшают свои показатели, открывая новые потенциалы.

Valkyria Chronicles 4 действительно позволяет игроку почувствовать себя в роли командующего, у которого душа болит за каждого подчиненного. Лично я за почти пятьдесят часов военных действий настолько прикипел к ребятам, сражающимся бок о бок, что едва кто-то падал раненным, я тотчас загружал сохранение, чтобы не допустить подобного исхода. Атмосфера военного товарищества передана игрой просто идеально.

В перерыве между сражениями игроку дают возможность потратить заработанные баллы (чем идеальней проведена операция, тем их больше) на апгрейды вооружения, обмундирования, улучшения танковых систем. «Любимым» персонажам вообще можно раздать трофейные пушки или выдать какой-нибудь полезный предмет. Целые классы можно прокачать во время тренировок.

Ну и по мелочам еще можно полюбоваться своими наградами, почитать газетные вырезки о событиях на фронте, в которых тоже брал участие, пройти отдельные быстрые миссии для набора опыта или необязательные, но крайне занимательные дополнения, раскрывающие жизненные будни отряда E.

Вообще, если говорить о тактической составляющей игры, то я не назвал бы ее слишком сложной и глубокой. Иногда игра (на нормале) заставляет понервничать и поскрипеть зубами, вынуждая прибегать к нестандартным решениям, но зачастую победа в операции — это решение одной большой головоломки. Кем пойти первым, куда пойти, как лучше и в какой момент использовать то или иное оружие, технику.

Думать наперед, на несколько шагов, учитывая конечное число командные очков, необходимо, особенно, если хочется получить «отлично» во время оглашения результатов, но Valkyria Chronicles 4 намного более дружелюбна и открыта новичкам, чем какой-нибудь X-Com и ему подобные. Долго разбираться во всех тонкостях и держать в голове кучу деталей и параметров не придется. Познание игры и вовлечение в игровой процесс происходит плавно и естественно, по мере развития сюжета: от легкого к сложному.

Те, кто играл в прошлые части, почувствует себя как дома и наверное, поинтересуются, а что там насчет новинок? Иронично с оглядкой на номер части, но всего можно насчитать только четыре вещи, о которых стоит упомянуть.

Во-первых, это появления нового класса — минометчиков, которые, как ни странно, могут запускать мины по параболам, накрывающие огнем целые группы противников, а при определенной сноровке и вышибающие танки. Невероятно полезный класс, который, однако, очень легко устранить, если не прикрывать его другими бойцами.

Во-вторых, на поздних этапах игры у отряда E появляется штаб-квартира — настоящий корабль, двигающийся не по воде, а по льду и снегу, которую можно улучшать, получая при этом важные приказы, вроде залпового огня или радара. Если честно, я почти не пользовался этой подмогой, так как куда эффективнее было потратить командное очко на моментальное и нередко летальное действия солдата.

В-третьих, кроме командных очков, дающихся в начале каждого хода, появились еще специальные очки, которые могут тратить персонажи со звездочками, чтобы взять с собой на прицеп любых двоих членов отряда и за один ход провести сразу трех человек, куда хочется. Функция, о которой начинаешь вспоминать ближе к концу игры, когда условия победы становятся очень жесткими и приходится лезть из кожи вон, чтобы добиться триумфа с минимумом потерь. Ведь в Valkyria Chronicles 4, кроме ключевых героев, всех других можно потерять и потерять навсегда. Ну, вернее, до конца сюжетной компании.

Наконец, в четвертых теперь тяжело раненные и выходящие из боя персонажи способны подняться с земли и совершить какой-либо героический подвиг или напоследок вдохновить близлежащих товарищей. Учитывая мой перфекционизм, я редко доводил ситуацию до такой крайне меры, но, не скрою, этот «бросок последней надежды» в паре случаев выручал меня из безвыходного положения. Вот, собственно, и все новинки.

Как я уже говорил, этого безумно мало не то что для сиквела, даже для какого-нибудь DLC. И если бы я проходил Valkyria Chronicles 4 сразу после предыдущих частей, не исключено, что забросил бы ее где-то на середине. Потому что игра во всех отношениях раздулась от величины и контента. Миссий десятки и не все из них действительно хороши и оригинальны. Такие интересные задачки, вроде спасения корабля-штаба от парашютистов с бомбами и маневрирование между супер-танком и смертельно опасной валькирией, накрывающей огнем полкарты, — редкость. Чаще всего приходится долго и нудно зачищать территорию и захватывать лагеря противников. Один за другим. Разработчики при этом не постеснялись использовать одни и те же локации по нескольку раз, лишь меняя стартовые позиции, что обязательно начнет утомлять, если, конечно, изучать игру вдоль и поперек.

Не изменился со времени выхода первой части и искусственный интеллект. Враг продолжает поражать то своей глупостью, то абсурдной меткостью. При большом желании можно чуть ли не каждый поединок обернуть в свою пользу, просто используя SaveLoad, пока очередная случайность не заставит ИИ сделать ошибку и промахнуться. А уж если третировать некоторые «недоработки» движка в подсчете повреждений, то враги вообще покажутся мальчиками для битья. На поздних этапах лишь более удачные позиции и количество дают фору противнику. Недолгую фору.

Но что спасает Valkyria Chronicles 4 от скуки и монотонности — это сюжет, как основной, так и второстепенные истории о членах непобедимого отряда Е. Как уже говорилось, в центре повествования — операция Северный Крест, очень похожая на то, что в нашей реальности пытался сделать Наполеон и Гитлер в России. Хотя я бы не советовал проводить явные параллели между игрой и нашей эпохой, обижаясь на то, что имперские солдаты напоминают то ли немцев, то ли русских и воевать приходится как бы во главе Европейского Союза. В игре есть даже Соединенные Штаты… Винланда, творящие всякие неприятные дела во имя технологического превосходства.

Все эти аллюзии — лишь опорные точки для создания неповторимой вселенной, в которой мы воюем за хороших ребят ради мира, а не политической выгоды. Хотя частенько отряду Е приходится идти наперекор чувствам и совершать неприятные вещи, но рамок морали и совести он все же не переходит. Несмотря на то, что речь идет о мировой войне, Valkyria Chronicles 4 игра добрая и позитивная.

Главные герои — это друзья детства, Клод Уоллес, Кай Шулен, Раз и Райли Миллер, родом из Галлии, решившие вступить в войска Федерации, чтобы защитить свою родину и положить конец имперской агрессии. Все они неидеальные, но стремящиеся к высоким целям люди, которые не стреляют по мирному населению и придерживаются кодекса чести даже с ненавистным врагом. За время компании им приходится пройти через много испытаний, в том числе предательство и потерю близких, вырасти как профессионально, так и по уровню ответственности, в какой-то момент становясь единственной надеждой Запад в противостоянии с Востоком. И так, как это японский взгляд на войну, не избежать «супер сил» и «сверх способностей», за которые в игре отвечают те самые валькирии, потомки могущественной расы полубогов.

Сюжет интересный, стройный и легко усваиваемый. Благодаря тому, что герои на экране, в роликах, это не только говорящие болванчики, а и юниты, которыми вручную командуешь на протяжении всей игры, их ощущаешь как продолжение себя самого. И переживаешь за них, как за родственников. Их вера, боль, страдания и решимость — все это отзывается сердечным эхом.

Честно сказать, сюжет в первой и третьей части серии был чуть более зрелым и разносторонним, не таким линейный, как в этот раз, но живые персонажи сводят на нет сценарные недостатки. Наверное, на что я могу и хочу жаловаться — это на романтические линии, коих тут три (четыре, если считать мини-историю). На войне без любви как без пуль — долго не проживешь. И душевные отношения заметны уже с первых мгновений.

Командир отряда Клод и изобретательница Райли — золотая пара, которой нужно лишь один толчок, чтобы добраться до алтаря, но они этого так и не делают, предлагая нам довольствоваться лишь намеками и комедийной сценкой в горячих источниках. В то же время бесшабашный вояка Раз и волевая собранная снайперша Кай играют в «люблю-ненавижу» и дарят увлеченным зрителям лишь прощальный поцелуй, так как ни одна военная авантюра невозможна без жертв. В итоге отдуваться за робкую молодежь приходится ни кому-нибудь, а вражеским лидерам, а точнее танковому капитану Империи и одной слетевшей с катушек валькирии, между которыми вспыхивает (ядерным взрывом) настоящая страсть.

Что же можно сказать в качестве вывода?

Если бы Valkyria Chronicles не была четвертой (считаем только хорошие) частью в серии, она была бы обязательной для каждого поклонника несложных, но увлекательных тактик, которые ценят и бои, и сюжет, склеивающие боевые миссии между собой.

Но истинного фаната эта игра все же немного обманывает. Она большая, долгая и даже после финала в ней будет чем заняться, но хотя бы в этот раз разработчики могли позволить себе выйти из зоны комфорта. Понятно, что они боялись распугать своих поклонников после неудачи, но в таком виде у игры скорее всего нет будущего и четверку, наверное, стоит считать лебединой песней всей франшизы, которая осталась игрой не для всех, замкнутой в ловушке собственного ограниченного успеха.

Оставьте комментарий