Cyberpunk 2077 — Умираешь только раз

Устраивайтесь подобнее и настраивайте свои имплантаты. Cyberpunk 2077 — игра большая, поэтому и мой рассказ о ней будет длинным. К моему удовольствию, позитивным, несмотря на жанровую специфику киберпанка, в котором никто не живет красиво. Только красиво умирает. Но до того, как мы начнем разбирать на микросхемы творение польской студии CD Projekt Red, отпрыгнем немного назад, в 2015, когда миру явился третий Ведьмак

Он произвел эффект разорвавшейся бомбы, и настолько поразил игроков, что ни у кого не было сомнений, кого назвать лучшим проектом года. И до сих пор он остается ярчайшим примером одиночной игры с потрясающей историей, квестами, продуманным миром и персонажами, которых не хочется забывать и отпускать.

Для меня Ведьмак 3 еще и игра, которая вернула меня в гейминг после пятилетнего застоя. Она излечила мою «игровую импотенцию» и показала, что игры все еще могут быть интересными, даже когда твой возраст пересекает опасную черту облысения. При всех минусах и недостатках — а у их у игры предостаточно — это все еще знаковый проект, в который хочется возвращаться. Я прошел игру полностью три раза. И еще пяток раз начинал и просто бегал в ней, наслаждался. В основном потому что мне не хватало других подобных открытых миров. Ассасины, Хорайзоны, ГТА, игры Беседки во многом превосходят Ведьмака, но они больше про механики, про песочницу или просто про онлайн, который мне не интересен.

Поэтому я очень ждал «нового пришествия» Ведьмака, но уже в другой вселенной, другом сеттинге и в другом жанре. Cyberpunk 2077 был моей игрой мечты, когда я уже перестал грезить. Я поддался бешеному хайпу, сделал предзаказ, не пропускал ни одной новости об игре, с лупой рассматривал скриншоты, вычитывал в каждом интервью скрытые нюансы и фантазировал, что я буду делать в этой иммерсивной игре, сочетающей в себе все лучшее от Деус Экса, Вотч Догса и черт знает чего еще. В голове красовался огромный город Найт-Сити, живущий своей жизнью, вручную проработанные квесты, разные уровни симуляции или даже аналоги интернета внутри игры. Я игнорировал любые тревожные звоночки: переносы, сливы и предупреждения инсайдеров не убедили меня в том, что Cyberpunk 2077 может быть не той игрой, которую я себе напридумывал.

А потом он наконец вышел в декабре 2020 и, как все знают, превратился в главный позор индустрии. Беспрецедентное количество обвинений и скандалов от накрученных ковидом пользователей, снятие игры из магазинов, откровенная ложь лидеров компании, нелепые оправдания и заверения, и многое что другое.

Говоря по правде, это не был самый страшный релиз в истории. Были игры похуже, причем даже дорогие и именитые. Как «Vampire: The masquarade — Bloodlines», совершенно сломанная на старте, а теперь культовая и незаменимая.

Я помню, наиграл в Cyberpunk 2077 часов 10 и у меня не было каких-то серьезных проблем, кроме многочисленных визуальных багов и парочки зависших побочек. Но вся эта история вокруг игры ввела меня в настолько депрессивное состояние, что я просто выгорел и не захотел продолжать игру. Я будто не мог найти себя в ней, поэтому принял волевое решение отложить игру до момента, когда ее либо починят, либо шумиха спадет настолько, что я смогу начать без психологического прессинга.

И вот прошло еще три года…

За это время я одолел немало других проектов и каждый раз, читая про Cyberpunk 2077 в новостях, про очередной патч или какие-то планы по развитию игры, я задавался вопросом: готов ли я вернуться? И каждый раз мне казалось, что момент упущен, и я все меньше и меньше хочу это делать. Это как с красивой девушкой, которую ты встретил на вечеринке и потом думаешь: позвонить ли ей, чтобы пригласить на свидание. Может пройти столько времени, что звонок уже не будет иметь смысла.

Но в 2023 случилось две вещи, которые разожгли во мне почти истлевший огонек интереса. Во-первых, случился анонс и потом релиз дополнения «Phantom Liberty» вместе с полностью переработанной основной версии игры 2.0, а, во-вторых, из раннего доступа вышла Baldur’s Gate 3, которая тоже была в моем списке самых ожидаемых. Решая, какую игру начать, относительно старую или новую, я склонился в пользу детища Larian, решив сначала испытать себя в медитативном пошаговом режиме, а потом «вернуться в строй» при помощи экшн боевки Cyberpunk 2077.

Конечно, я не ожидал, что прохождение BG3 займет у меня два чертовых месяца и двести часов жизни. После такого я чувствовал себя как человек, объевшийся тортами, которого срочно зовут на дегустацию нового лакомства. Cyberpunk 2077 казалась мне игрой, которой я не смогу проникнуться и даже при всех улучшениях она окажется слишком чужеродной.

И Боже, как же я был неправ! И слава Богу, что я был неправ.

Потому что случилось немыслимое: чем больше я играл в Cyberpunk 2077, тем больше мне хотелось. В отличие от BG3, где я уже в середине ощущал себя измочаленным, в Cyberpunk 2077 я наоборот ощущал прилив сил с каждым новым проведенным часом. Зачистив все, что только возможно, и пролетев на всех парах DLC, я оказался в странной ситуации обиды и благодарности. Мне все понравилось, но мне было мало. И я понимаю, что следующей порции я дождусь разве что только в сиквеле, до которого не факт, что доживу.

Но давайте я лучше расскажу, что же такое меня зацепило в игре, и почему поляки вновь демонстрируют высший класс, хоть для этого им пришлось вымазаться в навозе и наврать в три короба.

Что такое Киберпанк?

Ну это — жанр фантастики, который сформировался в 80-х  и был вызван нарастающим страхом перед разумными машинами и технологиями. Ключевой его слоган — «hi tech low life» в принципе передает идеально его смысл, стиль и настроение. Выдающиеся технические достижения соседствуют с нищетой и бесправием обычных людей. Гигантские мегаполисы, летающие машины, безграничная власть корпораций, роботизация всего и вся. И хакеры, взломщики, сетевые революционеры — единственные герои, последние спасители человечества и человечности. Словом, если вы видели «Бегущего по лезвию», читали «Нейроманта» и слушали синти-вейв, то вы примерно знаете, что такое киберпанк.

А также знаете, что жанр этот благополучно скончался как раз в тех самых 80-х. Мы на самом деле продвинулись туда, куда и мечтать не могли всякие футуристы, но наш мир не стал киберпанковым. Самое забавное, что он куда больше похож на мир будущего из «Разрушителя» со Сталонне. Несправедливо забытый и критикуемый фильм теперь выглядит как сбывшееся предсказание. Тогда все над ним потешались, а теперь нам не до смеха.

Прогнозы и страха того времени оказались «мыльным пузырем». Таким же, как и японское экономическое чудо, которое тогда многие воспринимали как заявку на мировое господство. Ну и где сейчас Япония? Ее место занял Китай, но даже он не обладает могуществом, которым его наделяли разные авторы. И людьми правят не корпорации, а правительства и правители самого разного пошиба и ничтожности. Они начинают войны, а не финансовые магнаты. При всех миллиардах и популярности Маск или Цукерберг даже слова не могут сказать поперек воли политиков.

Мир в целом стал чистеньким, онлайновым, политкорректным, при этом таким же бестолковым и беспокойным. Поэтому киберпанк сейчас особо не нужен, несмотря на локальные успехи, вроде «Матрицы» или «Видоизмененного углерода«.

Однако «неактуальность жанра» не помешало полякам выбрать для игры классическую англоязычную киберпанк настолку Майкла Пондсмита. Все потому что мы существуем в ретро кунсткамере, повторяем и переживаем то, что было раньше, добавляя только свой взгляд. Постмодернизм — наше все. И поэтому слегка переделанный мир Cyberpunk 2077 оказался идеально привлекательным для аудитории. Это как путешествие в будущее, которого не случилось.

Так как выглядит эта альтернативная вселенная? Да по-разному. Многолико.

Днем она похожа на Гонконг из фильмов Джона Ву, за городской чертой — на полуразрушенную цивилизацию «Безумного Макса»  Джорджа Миллера, а ночью ее не отличишь от видений из «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. Мировая повестка — все такое же соперничество государств. Но на смену США пришло другое объединение, куда более зацикленное на себе и властных полномочиях. Впрочем, реальные бразды правления — в руках управляющих корпорациями «Арасаки» и «Милитеха», готовых при любом удобном случае вцепиться друг другу в глотки.

Классовое расслоение достигло своего пика. Богачи наслаждаются всеми плодами прогресса, а подавляющее большинство населения влачит жалкую жизнь на социальном дне. Кто-то вступает в банды. Кто-то забывается в виртуальности. А кто-то настолько меняет свое тело кибернетическими имплантами, что перестает быть похожим на человека.

Хотя вначале нас встречает игровой редактор, мы играем за готового персонажа — наемника по кличке Ви. Он может быть разного пола, внешности и происхождения — Кочевник, Корпорат и Дитя улиц. Я выбрал первое, потому что в моем понимании логично начинать с самых низов. Весь смысл игры — это погоня за мечтой, за персональным счастьем. Не зря город Найт-Сити называют «городом грез», где исполняются все заветные желания. Но только за них приходится платить наивысшую цену.

Для Ви цель жизни — это стать легендой, тем, на кого будет равняться. У него нет денег, привязанностей, семьи, есть только характер, целеустремленность и желание быть лучшим. Добиться репутации и провернуть самое крутое дело на свете.

Для этого он вместе со своим закадычным другом Джеки берется за такие задания, которые не каждому по плечу. Во время одного из невероятно опасных ограблений он получает странный чип с записанной на нем личностью давно погибшего рокера Джонни Сильверхенда.

Джонни был не только известным вокалистом музыкальной группы «Самурай», но и террористом, бросившим вызов корпорации Арасака, взорвав ядерку прямо в ее штаб-квартире. Зачем Арасаке цифровая копия его личности — отдельный вопрос, но именно она спасает Ви, когда он умирает от предательской пули. Проблема только в том, что воскрешение неполное. Ви лишь выторговал себе немного времени. Чип перезапишет его личность личностью Джонни, если Ви не найдет способ, как безопасно удалить его.

Спасение собственной жизни — основная миссия игры, хотя, конечно, как мы вскоре поймем, не такая важная. В мире Найт-Сити не бывает счастливых концов, да и не нужны они. Куда важнее, как ты проведешь свои последние свои дни. И с кем.

Поэтому меня не слишком беспокоит диссонанс между «тикающими часиками» и суетливым изучением городских трущоб. Чувство обреченности только добавляют красок и остроты каждому моменту, каждой встрече и каждому столкновению.

Поиграв достаточно долго, вы осознаете, что не Ви, а Найт-Сити является главным действующим лицом Cyberpunk 2077. То, как он выглядит, чем живет и какие в нем происходят события — вот, что определяет игровую реальность. А Ви — просто проводник по лабиринту этого потрясающе сделанного города.

Никогда нигде ни в одной игре до сих пор не было такого монументального города с подпирающими небеса зданиями, многоэтажными районами, давящими на голову этажами, голографической рекламой, неоном и прочими атрибутами киберпанковской антиутопии.

Да, жаль, конечно, что у CD Projekt не получилось сделать настоящий живой город с распорядком дня, с профессиями и хотя бы примитивными системами взаимодействия. Это не более чем декорация для развернувшейся драмы, но я все равно не могу скрыть восхищения от того, сколько в нее вложено усилий.

Я часами наслаждался прогулками, бродил по улочкам, карабкался по лестницам, балансировал на крышах, рассматривая, как в музее, все эти разнообразные строения и скульптуры. Заходил внутрь каждого подъезда. Взирал и впитывал каждое граффити, каждый поворот, каждую надпись. Найт-Сити выглядит и ощущается как настоящий город. Такого эффекта я не припомню ни в одной игре.

Но дело не только в архитектуре. Все, что есть в игре, работает на ее атмосферу. Одежда, модели машин, наружная реклама, вывески и даже слэнг. Я не помню, когда после игры мой лексикон пополнялся кучей жаргонизмов: чумба, флэтлайн, ситч, прим, хром, лед. Взять для сравнения слог из какого-нибудь блокбастера Сони и понимаешь, какая пропасть между ним и Cyberpunk 2077. Можно не любить киберпанк, его мрачноту, его заскоки, его ретроградность, но нельзя отрицать, что этот мир достоверно скроен.

Не менее приятное впечатление производит и сюжетная линия. Как я уже говорил, на кону — жизнь, и Ви в отчаянной попытке найти «лекарство» обращается то к одним сильным личностям, то к другим. Выполняет много непростых заданий. Говорит, убеждает, пробует, рискует и сомневается. И в себе, и в Джонни и Найт-Сити. Утрированно, это «реквием по мечте» в исполнении польских разработчиков.

Сам по себе сюжет достаточно простой и короче, чем в том же Ведьмаке 3. Единственная заметная деталь — это постоянное общение с Джонни Сильверхендом, присутствующим в нашем сознании. Бунтарь и анархист комментирует практически все вокруг и не дает нам покоя ни днем, ни ночью.

Идея с партнером суперская и очень релевантная для 80-х, когда была мода на «бади-муви». Хоть Джонни — эгоистичный мерзавец, но у него отличная харизма, заряженные песни и в целом логичная позиция относительно зарвавшихся ублюдков. К нему можно проникнуться симпатией. Жаль, что Киану Ривз, подаривший Джонни внешность и голос, ну так себе актер озвучки, и многие его реакции, неоднозначные решения, получились смазанными, не такими, какими задумывали их сценаристы. Поэтому, когда он на какое-то время пропадает в «Phantom Liberty», все становится намного лучше. Но о «дополнении» я поговорю уже в следующей части этого большого игрового обзора.

Не теряйтесь!

1 Comments

Оставьте комментарий