Days Gone — И в горе, и в радости…

Сразу после запуска игры на ум приходит следующая мысль: «Эх, еще один экз. Sony про кинематографические прятки в траве. С зомбями, в постапоке и с тучей значков на карте. Как же это надоело…». О чем бы не шла речь — о роботах, грибах, посылках, комиксах или вот байкерах — все сводится к дорожному приключению от ролика до ролика и уничтожении всего живого.

Что не дает таким играм получить пренебрежительный ярлык — это сюжет, который не только хорошо поставлен, но и часто густо прилично написан, ну и, конечно, графика. Вы не отыщите красивее и технологичнее игр, при этом не требующих заоблачных конфигов для нормальной работы. Японская компания умеет выжимать досуха как свои подневольные студии, так и свое железо. Жаль, что она не может или не хочет отказаться от концепции «открытого мира». Нет, обязательно должны быть масштабы и просторы, чтобы можно было оправдать конский ценник и звание «драйвера продаж «платформы. И эти размеры, порой, настолько раздражают, что размывают самое ценное, что есть в играх. Иногда на корню, как в случае с поделкой Кодзимы, но Days Gone все-таки повезло и большие пространства не помешали, а в определенном смысле помогли игре рассказать волнующую историю с невероятно классным персонажем.

С него и начнем.

Дикон Сент Джон — мужчина с именем церковного служащего и ангельским терпением. Ветеран войны, который в попытке спасти катящуюся под откос жизнь присоединяется к байкерскому клубу. Там находит своего лучшего друга, Уильям «Бухаря» Грея, и позже, верхом на мотоцикле, встречает любовь всей своей жизни — Сару Уитакер.

Им бы жить не тужить всем вместе, радуясь поездкам по южным магистралям и пиву в шумных барах, но тут начинается конец света. То ли для США, то для всего мира — не так важно. Опасный вирус вырывается на свободу и миллионы превращаются в жутких созданий — их зовут фриками, уродами, то есть. Они собираются в огромные орды, и в считанные дни превращают человеческую цивилизацию в труху.

Во время спешного побега Дикон садит раненную супругу на вертолет, обещая позже разыскать ее в лагере для беженцев, а сам решает остаться с Бухарем, чтобы помочь тому найти безопасное место. Это решение становится его роковой ошибкой, потому что вскоре Дикон узнает, что лагерь уничтожен, а его ненаглядная погибла.

Неизвестно, что помогает ему выжить — злость или опустошение, но спустя два года он рассекает на мотоцикле по одичавшим Штатам, помогая разрозненным людским островкам цепляться за подобие жизни. По законам жанра в каждом царят свои порядки, свои взгляды на правильный метод спасения. Один не отличишь от трудового лагеря, другой напоминает сборище анархистов, третий пытается играть в демократию, четвертый — воплощает военную диктатуру, а еще есть пятый, слепленный из религиозных безумцев. А где-то за кулисами мудрит злодейская корпорация, продолжающая странные исследования. Будущее выживших висит на волоске, а орды наступают и фрики, по всей видимости, эволюционируют в более опасных существ.

Дикон мечется туда-сюда как кочевник, отказываясь присоединиться к кому-то конкретному. Да и ради чего? У него никого нет, кроме друга, которому тоже нужна помощь. И как только Бухарь поправится, он вместе с Диконом рванет далеко на север, подальше от печального прошлого и надоедливой борьбы за пропитание.

Но вдруг Дикон получает зацепку. Маленький шанс, что его жена, возможно, уцелела. Теперь он готов свернуть горы, чтобы отыскать ее. Любовь и верность движет его вперед. И не только. Под хмуростью и равнодушием проступает несказанно порядочный человек, один из немногих, реликт, который готов прийти на помощь, защитить, спасти, пожертвовать собой ради других.

Для творческих директоров студии Bend эта игра стала не просто пропуском в высший дивизион геймдева, но и исполнением многолетней мечты — сделать игру про «рыцарей на железных конях». Им удалось не только показать колорит байкерского сообщества, но придумать одного из самых располагающих к себе игровых персонажей.

Дикону симпатизируешь всем сердцем. Он настолько хороший, искренний парень, что в это трудно поверить в наше эгоистичное время. Тем более в жестких людоедских условиях «апокалипсиса». И его честность, отзывчивость заметна даже под заросшим лицом и грязной одеждой. Он даже невольно соблазняет одну из героинь, которая УЖЕ состоит в отношениях — неслыханная дерзость для игрового проекта.

Дикон говорит не умолкая во время поездок. Он комментирует природу, фриков, задания и самого себя. Его болтливость не только помогает скрасить долгие поездки, но раскрывает его как глубокого и разностороннего героя, пусть и потерявшего себя в мрачной реальности. Он как ковбой из спагетти вестернов, который всегда стоит на стороне добра и приходит на помощь нуждающимся. Только вместо коня у него мотоцикл, а вместо свода правил — кодекс чести байкеров.

Не лишнем будет отметить и других персонажей, того же верного друга Бухаря, готового лезть за напарником в огонь и воду, верховодящих лагерей, Железного Майка, полковника Мэтью Гаррета, претерпевающих свои изменения, и разумеется, супругу самого Дикона.

Это может быть спойлером, но поверьте, когда он находит Сару, игра не заканчивается, а переходит в совершенно новую стадию.

Союз Дикона и его жены — одни из самых проработанных изображений зрелых чувств, что я когда-либо видел в играх. Подобно Uncharted 4 авторам не нужно тратить время на заигрывания (хотя во флешбэках мы увидим, как молодые сошлись друг с другом и поженились), поэтому они предлагают нам взглянуть на людей уже после воссоединения.

Между героями вырастает преграда, гораздо более значимая, чем толпы фриков и мародеров. После разлуки они пережили слишком много и стали практически чужими. Дикон едва не скатился в сумасшествие, ожесточившись на весь мир, а Сара настолько увлекалась поиском «чудесного лекарства», что забыла, каково это — быть просто женщиной. Но постепенно, миссии за миссия, они топят лед в своих сердцах и в лучших традициях Голливуда согреваются в объятиях во время ночи любви в заброшенном доме.

Дикон становиться ее опорой, а она получает надежду. И не только она, а весь игровой мир — это отличает Days Gone от других зомби-экшенов, где все потеряно или забыто. История намекает, что за будущее стоит бороться. Работать, прикладывать усилий и держаться людей, что бы не произошло. Да они будут обманывать, предавать и сопротивляться, но добро в итоге восторжествует, особенно, если подавать правильные примеры.

Дикон олицетворяет веру в то, что мы можем пережить самое худшее, если будем вместе.

Но как бы не был хорош герой и его драма, это все-таки это игра, а не кино, и в ней есть свои проблемы. Масса проблем. Days Gone — нисколько не идеальный или даже не оригинальный проект.

Симпатичная графика с лесами, горами, снегами и водопадами не может скрыть бедности и монотонности игрового процесса. За 50 часов прохождения не случилось ни одной по-настоящему выдающейся миссии. В основном я либо гонял на мотоцикле, чтобы кого-то убить, либо что-то привезти. И все.

Конечно, в игре есть тот самый «стелс в траве», но он рудиментарный из-за убогого ИИ, а средства уничтожения, включающие в основном подручные средства и огнестрел, не приносят должного разнообразия. Стрельба в игре на уровне «сойдет». РПГ элементы — это разбросанные по трем веткам умения, которые, если вы выполняете скучные побочные квесты, будут освоены задолго до финиша.

У Дикона есть аналог «зрение следопыта», как у одного седовласого охотника на монстров, но оно мало влияет на игровой опыт. Охотиться, прямо скажем, не на кого, а лазить по следам ради всякого хлама быстро надоедает.

Есть одна вещь, в которой Days Gone выделяется — орды. Это натуральные скопища из сотен фриков, у которых есть повадки и места обитания, и с которыми просто так не разделаешься. Тут уж приходится мозговать, использовать рельеф, здания, укрытия, запасаться патронами, взрывчаткой или напалмом — короче делать все, что только можно, чтобы одолеть полчище чудовищ.

Это интересная состязательная механика, только проблема в том, что для сбора арсенала нужно перерабатывать кучу разного мусора, улучшать свое транспортное средство и бороться с раздутым интерфейсом. По моему скромному мнению, овчинка не стоит выделки, поэтому, как только пробегут титры, к игре больше не хочется возвращаться.

Геймплей в Days Gone — не подспорье сюжета, а скорее вынужденная плата за возможность пережить затягивающую историю про хороших людей. Поэтому, несмотря на позитивный финал и намек на продолжение, мне не хочется вновь садиться на байк, таскать к нему канистры, уворачиваться от респаунивающихся фриков и зачищать однообразные гнезда, чтобы открыть чертов фаст тревел.

Стоит ли сюжет ваших мучений — решать только вам.

Оставьте комментарий