Девять смертных грехов Baldur Gates 3

Я прошел Baldur’s Gate 3!

В этом утверждении, кажется, нет ничего особенного, если только не посмотреть на счетчик времени, застывший на отметке в 193 часа. На одно прохождение! Ни одна одиночная игра за весь мой 20-летний игровой опыт не отнимала, вернее, не занимала меня на такой долгий срок. Рекорды Pathfinder, Persona, Trails, Witcher 3 и прочих длинных синглов побиты с запасом. И нужно учитывать, что последние часов тридцать я проходил Baldur’s Gate 3 на легком уровне сложности. Поставь я ее повыше, и хронометраж легко перевалил бы за три сотни часов.

Larian, конечно, совершили подвиг. Свен Винке заслуживает памятник при жизни. В его любимых сверкающих доспехах. И я, как и миллионы других людей, не спавших ночами, неотрывно исследовавших каждый кусочек этой замечательной игры, мог бы посвятить ей оду. Восхищенно рассказать, что уже миллион раз говорили все с момента выхода.

Но я решил поступить иначе и написать разгромную рецензию на этот шедевр.

Да, как ни странно, Baldur’s Gate 3 не является абсолютным идеалом. Как бы не жаловались другие разработчики, что игра установила слишком высокий стандарт для них и геймеров, разбаловала их контентом и постановкой, я не был бы столь категоричен. После первого знакомства, когда спадает восторг и начинается уже полноценное погружение в игровой мир и механики, начинаешь подмечать вещи, которые выполнены не очень хорошо, а часто очень плохо. За одним минусом тянется другой, за ним третий и наступает миг, когда вместо невероятного удовольствия ощущаешь невероятною злобу. За то, что разработчики сделали или НЕ сделали.

Легко говорить о хорошем, когда его много. Сложно говорить о плохом, но это важнее, потому что и Larian, и их поклонникам следует принять, что у Baldur’s Gate 3 есть проблемы, которые можно и нужно исправлять в будущем. И учиться на ошибках, чтобы потом создавать более совершенные продукты.

Нижесказанное — это мое личное наблюдение, и возможно, вы отнесетесь к перечисленным недостаткам более снисходительно, или выделите свои. В любом случае этот критический взгляд будет полезен людям, которые все еще сомневаются насчет прохождения. Я прекрасно понимаю их. Перед тем, как инвестировать сотни часов бесценного времени жизни в игру, нужно быть уверенным, что она тебя не разочарует.

До самого конца.

Что ж, а теперь перейдем ко всем грехам Baldur’s Gate 3, начиная с самого первого:


Интерфейс 

Первое, что мне сразу не понравилось, уже на вступлении, это — интерфейс. Точнее то, как он работает при подключенном геймпаде. Да, я знаю, что изометрию лучше всего проходить с клавомышей, но я уже слишком стар и слишком измучен работой за столом, и мне хочется играть лежа на диване, нажимая кнопки не глядя. Как показывает пример того же Pathfinder и других адаптированных под консоли изометрических игр, это — вполне посильная задача. К сожалению, у Larian не получилось.

Быстрое меню, разворачивающее еще несколько радиальных менюшек, вызывало у меня головокружение. Далее я испытал  агонию взаимодействия с инвентарем, начиная от манипуляции с предметами и кончая использованием разных скиллов и заклинаний в бою. Управлять союзниками на геймпаде ну очень неудобно. К этому можно только привыкнуть. И я привык, но это привело к тому, что большую часть полезностей, вроде зелий, я вообще не использовал. Искать все это в барахле — долго и нудно. Вообще я бы сказал, что эта возня с вещами заняла у меня столько времени, что можно было пройти пару коротких одиночных игр.

Не лучшим образом сделана карта, на которой часто непонятно где ты находишься, и журнал, никогда нормально не объясняющий, что тебе нужно делать и как. Можно списать это на мои казуальные капризы, но я не требую того, чтобы меня направляли стрелочкой в нужное место. Только чтобы читая заметки, я понимал, о чем идет, а не размытые описания. Учитывая, что некоторые квесты можно запороть, просто полезши не туда, куда нужно, или раньше времени, это крайне важно.

В конце концов, я прошел все предыдущие Baldur’s Gate, и тамошние  журнальные заметки были оформлены адекватно. Но в Baldur’s Gate 3 я нередко осознавал, что случилось, уже ПОСЛЕ того, как это случалось.

Графика 

Когда пользователи хвалят графику Baldur’s Gate 3, они всегда имеют в виду ее постановку: каждый NPC с именем имеет свою диалог на движке, а каждое событие, мелкое или не очень, встреча и происшествие — отдельную сценку, сделанную от и до при помощи mothion capture. И не в экономном стиле, а-ля «Ведьмака 3», с повторяющимися наборами движений, а с индивидуально записанных. Короче говоря, с точки зрения режиссуры все дорого и богато, но  касается это лишь кинематографического вида. В обычном игровом режиме, когда мы смотрим сверху на героя и немножко по сторонам, сложно найти что-то примечательное.

Графика вполне технологична и симпатична, но в ней нет ни единого кадра, пейзажа, здания, которые я хотел бы поставить себе фоном на рабочий стол. В Скайриме, черт возьми, в древнем Морровинде есть уникальные ландшафты, а в Baldur’s Gate 3 — нет. Что леса, что подземелья, что города, при всем разнообразии, абсолютно генерик. Как будто кто-то поехал в Рим и вместо достопримечательностей наснимал какие-то спальные районы.

Портит впечатление ужасающая камера. То, что работало для Divinity: Original Sin, в Baldur’s Gate 3 с ее вертикальностью и многообразием мира и противников, работает едва ли. Камера постоянно показывает стены и потолки. Внутри интерьеров трудно что-то рассмотреть, даже приблизившись до пола. А уже как нелепо камера ведет себя в бою, так можно просто сойти ума сойти от ее строптивости.

Не добавляет радости и скрипящий от натуги движок, который Larian мучает уже десять лет. Он явно не рассчитан на все эти «обвесы» и «спецэффекты», поэтому он в отместку изводит долгими загрузками, частыми вылетами и статерами. Да и оптимизация тоже не очень. Поначалу еще куда ни шло, но по прибытию в Baldur’s Gate счетчик кадров пробивает дно и падает ниже Андердака, в самое Пекло.

Сюжет 

Как я уже говорил, я специально отмарафонил всю сагу о детях Баала и фанфик от Beemdog, чтобы встретить Baldur’s Gate 3 во всем фанатском всеоружии. И, скажу честно, лучше бы я этого не делал, не знал, откуда все эти отсылки и камео прошлых героев. Если бы мой взгляд был не зашоренным, я бы относился к заимствованию и сеттингу игры гораздо более снисходительно. Но даже в этом случае я счел бы сюжет в лучшем случае удовлетворительным.

Накрученная интрига с заражением личинкой илитидов оказалась очередной байкой о спасении мира от злобных культистов и супер злодея. Ни один сюжетный поворот не впечатлил. Ни одна сцена не шокировала. Ни один персонаж не поразил и не запомнился. В отличие от «Балды», особенно второй ее части, с «серой моралью» и амбициями Джона Айреникуса. А здесь все настолько сказочно наивно, что я в какой-то момент просто забил на чтение книжек и записок. Потому что они написаны плохо и никак не помогают раскрытию основной линии.

К слову, квесты тоже, мягко говоря, не очень. Я говорю не о вариативности их решения, а о содержательности. Тут нет ведьмаковских неожиданных концовок. Нет аркановской литературности. Нет, якудзовской изобретательности. Все очень прогнозируемо и шаблонно. Пришел, увидел, победил. Да, есть многоступенчатые задания, тянущиеся через все три акта игры, меняющие перспективу и действующих лиц, но их количество не переходит в качество. Эту тривиальщину спасает постановка и «кубик». Чертовый рандом, о котором мы еще поговорим и поноем ниже.

Озвучка, точнее ее отсутствие

Лично для меня одно из самых больших разочарований — отсутствие голоса у героя. Вернее голос есть, но звучит он крайне редко и только в игровых ситуациях. В постановочных сценах герой, к сожалению, нем как рыба. И харизмы у него тоже нет. Это self-insert в худшем японском смысле этого термина.

Созданный нами протагонист молчит, пучит глаза, кривит губы, корчит рожи в любых моментах, хоть веселых, хоть жутких, хоть трагических. И несмотря на варианты ответов, я всегда ощущал, что таскаю по Побережью Мечей куклу без идентичности. Не знаю, почему Larian отказались от «характеризации», возможно, по финансовым причинам, но я считаю это громадной потерей для игроков. Без нее игра из ролевого приключения стала похожа на DnD сходку. Забавную, веселую, насыщенную, но ту, которую забудешь, едва покинешь игровой стол.

Преемственность

Это касается только тех, кто, как и я, играл в прошлые части. Ну так вот, по атмосфере, стилю и содержанию. Baldur’s Gate 3 не имеет с ними ничего общего. Даже поделка от Beemdog гораздо ближе к Baldur’s Gate, чем эта игра. Но это не и Divinity Original Sin, пусть в ней достаточно типичных для Larian моментов с тупыми шутками, каламбурами, напичканными вдоль и поперек неожиданностями и сокровищами.

Я бы сказал, что это спин-офф в мире Forgotten Realms, у которого есть проблемы с самоопределением. Игра хочет быть и модной, и классической одновременно, но чаще напоминает спектакль, который вышел из-под контроля и перешел в зрительский зал. Причем написанный странным языком. Величавым и современным.

Но больше всего обидно за «приглашенных легенд». Джайхейра превратилась в какую-то (нраво)училку, Минск — в глупое посмешище, а Саревок — в агрессивное полено. Уж лучше бы сценаристы ограничивалась воспоминаниями о былом, чем пыталась благоденствовать фанатам. Нам даром не нужны такие дары.

Спутники

В партийных РПГ набор спутников чуть ли не важнейшая компонента всего повествования. От того, с кем нам приходится сражаться и путешествовать, зависит конечное восприятие истории. Ибо в спутниках мы не только находим помощников, мы находим проводников игрового мира. Через их слова, мнения, реакции мы принимаем реальность на экране. Будь это Аэри, ноющая о крыльях, или Гаррус, переживающий о долге, или Бастилла, делающий первые самостоятельные шаги.

Larian, конечно, постарались и прописали много интересных персонажей. Намного лучше, чем они это делали в предыдущих играх. Но все равно не достаточно крутых, чтобы можно было считать запоминающимися. Их бешеная популярность в интернете скорее продиктована внешностью и количеством строк диалога, чем занятными бэкграундами.

Таинственно религиозная Шэдоухарт, хитроумный любитель удовольствия вампир Астарион, ополоумевшая от жажды крови и долга гитиянка Лезель, благородный до тошноты маг Уилл и многие другие компаньоны вначале действительно кажутся какими-то невероятно глубокими и разноплановыми. Но чем ближе мы знакомимся, тем проще они оказываются.

И это особенно заметно в романах.

Одно из многочисленных обещаний сценаристов заключалось в том, что они собирались изменить представление о любви в видеоиграх. И в какой-то степени они сдержали обещание. Романы действительно тянутся через всю игру, а не как обычно: пара подарков, пара верных строчек — и все, любовь морковь, проехали, забыли.

На моем примере с Шэдоухарт я заговорил о любви только ближе к концу первого акта, на 40-50 часу, а до признания и поцелуя мы дошли где на 100-м, во 2 акте, и лишь в середине третьего — переспали. Мы, в смысле, она и мой протагонист. При этом с ней было достаточно диалогов и сценок, включая эпилог, которые можно было назвать полноценным романом.

Проблема в том, что это — все лишь иллюзия. Никто не принимает нашу связь всерьез. Игра не замечает, что вы с кем-то стали ближе. Ну не считая парочки моментов с одним злобным боссом-доппельгангером. Это не то чтобы вина Larian. Сложно предсказать все варианты и развилки. Тестирование заняло бы немыслимое количество времени.

Но вина разработчиков в том, что они погнались за количеством, а не качеством. Можно было сделать меньше опций, но лучше их проработать. А получилось, что у нас целый похотливый гарем, который без повода прыгает на главного героя. Кому-то нравится такое внимание. Я же хотел бы видеть уход в сторону реализма, чтобы «игровая любовь» была не развлечением, а частью ролевого отыгрыша. К сожалению, у Baldur’s Gate 3 не получилось.

Да и сами романы чисто литературно ну никакие. Вы говорите, вы получаете одобрение, целуетесь, занимаетесь сексом — и все. Здесь нет какого-то разлада, ревности, сложных моральныхм дилемм или испытаний. Все решают кубики и еще раз кубики.

Контент

Мы подошли к самому серьезному минусу, который можно назвать одним словом — чрезмерность. Baldur’s Gate 3 слишком большая игра. Это может показаться парадоксальным, но временами мне хотелось бы, чтобы разработчики «халтурили» и вместо череды долгих квестов и затянутых боев сделали какой-нибудь простеьнкий паззл или показали ролик. Слишком много активностей для игры с таким компактным миром.

Многие жаловались на ААА игры с открытыми пустыми пространствами, где нечем заняться. Ну так на самом деле мне их не хватало в Baldur’s Gate 3. Чтобы я мог просто побегать, полюбоваться окрестностями, без всяких обязательств и выборов. Но в Baldur’s Gate 3 шаг вправо или шаг влево — и ты уже участвуешь в какой-то переделке, спасаешь кого-то из передряги или решаешь загадку. В столице вообще доходит до маразма, когда заход в каждый дом — это готовый квест, не дающий передохнуть. Я часов 12 потратил, только чтобы обойти весь город и получить задания.

И не надо говорить мне про размернность. Проблема в том, что толкьо я заинтересуюсь одним квестом, мне на голову падает другое и это сбивает с толку. Невозможно воспринимать что-то хорошо или плохо, когда оно наваливается на тебя в таком объеме. Ты перестаешь обращать внимание на детали — и начинаешь делать все механически.

Но больше всего бесит игровое достоинстволежащая в основе Baldur’s Gate 3 ролевая система DnD. И чертовый кубик. Вообще идея с его визуализацией изначально кажется гениальной. Это как азартная игра. Ты кидаешь кубик, не зная, что выпадет, и с интересом ожидаешь результата, ведь тут нет плохих или хороших опций. Но чем дальше ты зашел по сюжету, тем меньеш тебе нужнен рандом и больше определенности. Ты уже сформировал свое впечатлени и линию поведения и желаешь его придерживаться. Не бросать в очередной раз кубик для того, чтобы сказать какую-то гадость. Ты хочешь ее просто сказать, потому что так ты отыгрываешь роль. Но нет, приходится полагаться на случай. И если тебе не нравится результат, а он чаще всего не нравится, ты тянешься к загрузке. Не раз и не два — десятки раз. Однажды, чтобы пройти квест так, как мне хотелось, я загружал игру 40 раз подряд! Потратив на это полтора часа! В этот миг я был ближе всего, чтобы закончить игру и удалить ее.

Но даже при всех масштбах… Larian не смогла дотянуть свой уровень до финала. Оживленно беседующие в 1 акте напарники к 3 практически замолкают. Сюжет станвоится похожим на конфетти, которое решили вновь запихнуть в хлопушку. Музыка приедается. Кубик утомляет.

Битвы и кубики

Двоякое впечатление у меня от боевой системы. Я люблю пошаговые сражения — они дают время подумать и спланировать каждый удачный ход. Но бои в Baldur’s Gate 3 на среднем уровне сложности редко требуют каких-то необычных тактик. Зачастую побеждает грубая сила и заклинание помощнее. Всякие баффы и дебаффы — это больше для тех, кто любит разнообразие и готов играть длинные партии. А уж они-то длиннее некуда. Пока дождешься своего хода, можно не только чай выпить — целый торт испечь. Иногда ИИ настолько задумывается, что просто заглючивает и приходится перезагружать бой сначала.

Но больше прочего меня бесило чуть ли ни важнейшее достоинство Baldur’s Gate 3 и ролевой системы DnD — проклятый двадцатигранный кубик.

Вообще идея с его визуализацией изначально кажется гениальной. Это как азартная игра. Ты кидаешь кубик, не зная, что выпадет, и с интересом ожидаешь результата. Но чем дальше ты заходишь по сюжету, тем меньше тебе нужен рандом и больше определенности. Ты уже сформировал свое впечатление и линию поведения и желаешь ее придерживаться. Не бросать в очередной раз кубик для того, чтобы сказать какую-то гадость. Ты хочешь ее сказать, потому что так ты отыгрываешь роль. Но нет, приходится полагаться на случай. И если тебе не нравится итог, а он чаще всего не нравится, ты тянешься к кнопке загрузки. Не раз и не два — десятки раз. Однажды, чтобы пройти квест так, как мне хотелось, я загружал игру 40 раз подряд, потратив на это полтора часа! В этот миг я был ближе всего, чтобы преждевременно закончить Baldur’s Gate 3 и удалить ее.

Баги

Ну и куда ролевой игре без них, родимых. Багов, глюков и зависаний. Слава Творцу, я не рискнул играть на релизе, тем самым сохранив ощутимое количество нервных клеток, пока миллионы других юзеров «любезно» и «добровольно» тестировали игру несколько месяцев, а разработчики клепали патчи и патчи к патчам. Но моя терпеливость не спасла в этот раз от проблем. Игра все еще в очень сыром состоянии. Огромное количество квестов и решений провоцирует не меньшее число возможных ошибок, если вдруг игроки пойдут каким-то иным путем, не просчитанным сценаристами и дизайнерами.

Дряхлый движок первого Original Sin кряхтит и нагибается под тяжестью сотен катсцен и раздутых от контента и неписей локаций, роняя FPS ниже плинтуса. Если у вас нет SSD, готовьтесь к эпичным загрузкам. Если у вас он есть, все равно готовьтесь к загрузкам. А их не избежать, если пытаться изучить все, что предлагает игра, не сойти при этом с ума и не поломать какое-нибудь хитроумное задание. Я умудрился запороть только парочку второстепенных квестов, но стоило это мне немало усилий. И это не считая кучи досадных технических нюансов, например, исчезающих голосов напарников, пропадающих текстур в роликах на движке и не работающих скриптов.


НУ ВСЕ, кажется, выговорился.

Наверное, у вас тоже есть свои претензии или контраргументы к моим размышлениям. Это — нормально. Для кого-то эта первая игра своего рода и она кажется непогрешимой, но для меня Baldur’s Gate 3 далеко не первая РПГ и не лучшая. И я знаю, что многое в ней можно было и нужно было делать лучше.

Мне хочется верить, что Larian сознательно шли на компромиссы и упрощения, потому что не могли иначе. Не было времени, денег и возможностей как-то кардинально все изменить. Где-то не хватало таланта, где-то — видения. В конечном счете при всем уважении к Свену Винке, Baldur’s Gate 3 — это не прорыв в жанре. Это прорыв ИЗ жанра, которой приобщил миллионы людей к тому, на что они раньше не обращали внимание.

Бельгийские (и не только) разработчики добились успеха благодаря колоссальному труду и самоотдаче. Знаете, это как если бы троечник решил за лето подтянуться и подготовиться как следует к контрольной. Он написал ее на четверку с минусом, но это куда более заметно, чем отличник в очередной раз сдавший на пять.

Я желаю удачи Свену и его верной команде, успеха с новой игрой. Надеюсь, он внесет в нее нужные исправления на основе прошлых ошибок. И желаю всех игровых благ тем, кто еще только собирается погружаться в мир Baldur’s Gate 3. Ваш ждут бессонные незабываемые ночи и только вам решать, по какой причине.

Оставьте комментарий