Prince of Persia 2008 — Арабская сказка

Далеко не все игры проходят проверку временем. Устаревает не только графика, но и геймплей, дизайн, звук — все техническая начинка. То, что увлекало и удивляло, сейчас выглядит как архаизм. То, что было свежо и новаторски, сейчас вызывает одно недоумение, а то и насмешку. Но мы почему-то все равно продолжаем возвращаться к старым играм. И ностальгия — лишь одна из причин этой магической тяги. Другая заключается в том, что некоторые игры все-таки остаются вне времени. Есть в них нечто такое, ради чего стоит вернуться: сюжет, персонажи, какие-то особенности игрового процесса, которого нет в современных проектах.

Одной из таких игр является Prince of Persia 2008 года. Последний «большой Принц» от Ubisoft, о котором говорили, писали и активно играли. Да, еще был Forgotten Sands, но о нем практически ни у кого не осталось воспоминаний. Ни хороших, ни плохих, настолько он был непримечательным. Оправдал свое название на все сто.

Другое дело — игра 2008-го. Отсутствие подзаголовка указывает, что мы имели дело с легким перезапуском. Тогда это еще не было словом-паразитом и воспринималось без возмущений, как логичный и понятный ход. После успешного завершения трилогии «Sands of Time» разработчики искали новое направление. И решили откатиться назад и начать с чистого листа. Не всем понравилось такая резкая смена курса. Фанатов разделились и до сих нет единого мнения об игре. Кто-то боготворит ее, кто-то жутко ненавидит.

В те годы я принял ее по умолчанию — прошел не без удовольствия и благополучно забыл. Но теперь решил повторить забег. После окончания дилогии о Кэле Кестисе мне не очень хватало трехмерной высокобюджетной сюжетной метроидвании, которая не будет требовать от меня слишком многого. «Prince of Persia» казался идеальным выбором, тем более мне хотелось узнать, как я восприму этот проект спустя… 16 (!) лет после релиза.

Первое, чем встречает игра — картинкой. У меня были опасения, что графика из пожелтевших воспоминаний столкнется с ужасной реальностью и оттолкнет меня от проекта, но оказалось наоборот. Prince of Persia выглядит неотразимо! За счет комикс стилизации, плавных линий, ярких цветов и очень качественно анимированной одежды, развевающейся на ветру, в ней прям чувствуется волшебная ближневосточная атмосфера. Учитывая, что мы будем не только бегать по стенам, но и летать между величественной архитектурой под чарующие арабские мотивы, то сравнения с Аладдином и «Сказкой тысячи и одной ночи» максимально убедительные. Игра роскошно смотрится на большом экране, отлично звучит и стабильно работает. У меня не было никаких технических нареканий в принципе. По крайней мере с той версией, что я купил в магазине Ubisoft.

Но после того, как спал восторг от графики, я столкнулся с первым странным для меня опытом — речью главных героев.

Вначале я дам небольшое пояснение по ним и сюжету, хотя для серии они никогда не были особенно важными.

Принц (безымянный как всегда) потерял Фару, но не ту Фару, за которой он гонялся раньше, а своего ослика… нагруженного золотом. Так получается, что герой у нас — повеса и расхититель гробниц. Потерял золото и потерялся сам, пока не нашел себя под свалившейся, как в аниме, на голову девушкой. Невероятно красивой, еще и принцессой местного королевства, которое, оказывается, находится в упадке. Все по вине древнего злого божества — Ахримана.

Принцессу зовут Элика, и она заручается поддержкой Принца в своем квесте — очищении от скверны королевской земли. Добившись этой цели, она сможет сковать Древнее Зло навсегда. Принц сначала не очень охотно помогает ей и только ради того, чтобы найти путь домой, но в скором времени между ними завязываются отношения. И это неудивительно, потому что геймплей как раз подразумевает взаимодействие в тандеме. Это не кооператив, а чистый сингл, но Элика неотрывно следует за героем все время. Помогает как в акробатике, так и в бою. И помощь ее неоценима.

Считать дуэт партнерским или романтическим — каждый сам решает.  Герои не признаются в чувствах или вообще не целуются, но по их общению… очевидно, что они неравнодушны друг к другу. В конце концов, не будет Принц рисковать своей жизнью только ради симпатичной смуглой улыбки. А Элика… ну в одном сценке она бесстыдно оценивает филейную часть своего напарника. Сейчас бы за такое разработчиков распяли, но в 2008 году современные мамкины «инквизиторы» еще ходили пешком под стол.

А теперь вернемся к их «речи». Воспринимать их союз как нечто серьезное мешает… стиль их общения. Когда я был юным, то не сильно обращал на это внимания, но сейчас аутентичность и соответствие эпохе для мне просто необходимы. А эти двое говорят они как… тинейджеры из аквапарка. Жаргонизмы, упрощения, фамильярность. Простецкие диалоги бьют по погружению сильнее, чем хотелось бы, но я понимаю, что так сценаристы хотели понравиться молодежи. И со временем герои показывают глубину и открываются с новой стороны, но только если вы этого захотите.

Когда я играл тогда, меня больше интересовал процесс, а не история, поэтому я даже не замечал, что могу болтать с принцессой на разные темы. Она рассказывает о локации, где они находятся, о прошлом королевства, о себе и местами даже забавно шутит. И персонажи прогрессируют вместе с игрой. Принц перестает быть эгоистом и ловеласом. Принцесса — рабыней долга и правил. Сюжет немного шокирует финалом, но он логично вписывается в эту восточную сказку. Хоть есть и DLC с эпилогом, которое я считаю излишним.

А теперь переходим к основному меню: исследованиям и сражениям. Насколько хороши первые, настолько плохи вторые. Prince of Persia хоть и вышел на год позже Assassins Creed, похож на него больше, чем на предыдущие игры серии. Акробатика здесь — это паркур, где мы скорее задаем направление, чем точно рассчитываем, куда и как прыгать.

Помимо обычного бега по стенам, поиска пути через препятствия, у нас есть еще четыре способности, открывающие маршруты на другие уровни. Получаем мы их по мере прохождения и очищения игровых зон от темной субстанции. Способности эти полуавтоматические и активируются, когда мы добираемся до соответствующих панелей, позволяя нам прыгать или летать через огромные пространства. У игры как бы открытый мир и понимание того, что ты переносишься через полкарты, действительно дает ощущение масштабности.

Многие хвалят нового «портативного» Prince of Persia: The Lost Crown, но он выглядит каким-то игрушечным по сравнению со старым. «Песков» для отмотки времени нет, но они и не нужны, потому что в игре нет «смерти». Если Принц ошибется и упадет в пропасть, то Элика просто вытянет его магией и вернет на ближайшую горизонтальную платформу. Это очень помогает прохождению, но не облегчает его. Потому что акробатические секции все равно надо одолеть, иногда многоуровневые за один раз.

Но если приключенческая часть удалась на славу, то с боями все наоборот. Противников в игре по сути два и три вида — это просто черные кляксы, которых долго и нудно следует пинать мечом. Четыре босса, четыре прислужника Ахримана, хоть и отличаются по виду, мотивации и тому, как их надо побеждать, все равно вызывают раздражение, ибо сражение с ними — это череда повторяющихся QTE сценок, между которыми поди попробуй нанеси верный удар. Одна ошибка — и здоровье босса восполняется. Это так бесит, что я лучше бы шел на «game over», чем продолжал это «перетягивание каната».

Другая недостаток — это необходимость сбора «световых семян». Благодаря им открываются способности и, соответственно, другие зоны игры. Всего их больше тысячи, но для прохождения собрать нужно половину. Это несложно, но проблема в том, что они появляются только после того, как принцесса очищает территорию от тьмы. И мы вынуждены бегать по тем же местам, измененным только текстурками, подбирая яркие шарики. Это явно сделано, чтобы увеличить длительность игры. Понятно, что это метроидвания, но метроидвания — не значит унылое повторение. Если бы не Элика под боком и красивые виды, не факт, что бы я пробежал игру до конца.

К счастью, препирательств Принца и Элики, волшебного OST и персидского духа достаточно, чтобы я получил удовольствие. Я не жалею о возвращении, но теперь я уверен, что оно будет единственным. Мне все-таки хочется верить, что Принц когда-то еще вернется, но уже героем полноценной, дорогой части.

Будем ждать!

Оставьте комментарий