The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel — Ученья Свет

Орденоносная сага The Legend of Heroes от японцев из Nihon Falcom сегодня считается ее главной гордостью. Наряду с другой, не менее титулованной серией Ys, она уже несколько десятков лет радует и увлекает поколения игроков по всему миру. История выдуманного, но такого удивительно правдоподобного континента Земурии многим пришлась по вкусу.

Вначале Trails in the Sky поведала о судьбе королевства Либерл, затем Trails from Zero перенесла действие в город-государство Кроссбелл. Каждой из этих игр я уделил много слов, теплых и признательных, а теперь пришло время открыть следующую главу.

Trails of Cold Steel развернула грандиозный драматический спектакль в четырех актах во владениях империи Эребонии — о первом я расскажу в этом материале, по горячим следам моего полного прохождения.

По традиции начнем с вещей окольных, так сказать, справочных.

Trails of Cold Steel или Sen no Kiseki вышла на родине самураев достаточно давно, в 2013 году, но до западных берегов доплыла лишь два года спустя и то — только на PlayStation 3 и PlayStation Vita. Будучи истовым и верным «пекарем» я в тот момент наслаждался второй частью Trails in the Sky и усиленно не замечал релиза другой игры.

Зачем грустить о несбыточном, верно?

К счастью для меня и других фанатов, Falcom вовремя узрела в Steam «спасителя индустрии» и наметила курс на постепенное издание всех своих флагманов на ПК. Курс этот, слава Айдос, не меняется до сих пор, но разрыв между релизами игр на разных платформах и в разных странах до сих сохраняется, иногда достигая двух — трех лет.

Иронично, что одно из достоинств ролевых игр японцев — их монструозный объем, которому может позавидовать даже Лев Николаевич в годы своей творческой плодовитости. Переводить Trails долго, тестировать муторно, а лишних ресурсов у Falcom и ее партнеров по локализации не то чтобы много. Несмотря на почет и уважение, у игр компании весьма умеренные продажи, даже в рамках жанра. Суммарный тираж всей The Legend of Heroes едва преодолел 6 миллионов копий в 2020 году. Это меньше, чем у одной, какой-нибудь не слишком удачной части Final Fantasy. И это величайшая несправедливость, которую очень сложно исправить ведь, в отличие от упомянутой «Финалки» или других звездных JRPG, — у серии очень высокий порог вхождения. Ее второе достоинство — связной мир и невероятно глубокий ЛоР, требующие от неофитов прохождения старых игр, иначе за бортом остается масса интересного, важного, ключевого для понимания происходящего.

Возвращаясь же к первой части Trails of Cold Steel — да, это новый старт, в новом месте и с новыми героями. Но сюжетная канва продолжает события прошлых арок, более того, идет параллельно с некоторыми из них, представляя старых персонажей и врагов, ссылаясь на такое количество уже известной информации, что некоторые могут попросту растеряться. В этом сила и слабость игрового мироздания Falcom.

Конечно, можно не обращать внимание на былое и воспринимать Cold Steel как нечто обособленное, но это как если бы смотреть только «Возращение короля» из трилогии, читать «Узника Азкабана» из цикла или проходить одну лишь «Mass Effect 3» — добровольно лишать себя значительного куска удовольствия.

Справедливости ради, Trails of Cold Steel для Falcom стала своего рода «перезагрузкой». Они окончательно отошли от изометрии и освоили новый движок, полностью трехмерный и на тот момент более-менее функциональный, под названием PhyreEngine. На нем кстати, сделано много крутых проектов, например, Journey и Bloodborne. Ходили слухи, что его предложила сама Sony, потому что у разработчиков возникли сложности с адаптацией игры под консоль PS3, и они едва ли не попали в производственный ад.

Как бы то ни было, визуально серия совершила гигантский скачок. С позиции нынешнего, избалованного графикой геймера Cold Steel выглядит, мягко говоря, примитивно, как первые поделки для седьмого поколения консолей: хилые текстуры, дешевые эффекты, медлительная и повторяющая анимация без какого-либо «захвата движения» и куча экранов загрузок. Но если сравнить игру с Trails from Zero, и тем более с Trails in the Sky, то прогресс ошеломительный. Скачок в качестве моделей на уровне перехода Fallout 2 к трешке. Но самое главное, что, не в пример Bethesda, избравшей путь упрощения, Trails of Cold Steel — это логичная эволюция франшизы.

О ней еще поговорим, а пока приступим к истории.

Место действие игры — империя Эребония, огромная страна с феодальными порядками. Она поделена между четырьмя могущественными родлами, которые правят своими провинциями на личное смотрение, повинуясь лишь воле императора.

Однако ничто не вечно под луной, в том числе и традиции. Перед лицом прогресса старый режим вынужден отступить, а империя — реформироваться. За последнее отвечает глава правительства, Гилиас Осборн, прозванный в народе «Канцлером крови и железа». С одной стороны он принес империи невиданную военную мощь и экономическое процветание. Но с другой он готов использовать любые методы, чтобы достигать своих целей: покорять соседние государства и держать в повиновении дворян. Вместе со своей, по сути ручной армией, верной железнодорожной полицией, он является главным человеком в империи. Без пяти минут диктатором. Против него ополчаются не только уязвленные аристократы, но и простые граждане аннексированных стран. Таким образом внешне благополучная империя оказываться на пороге гражданской войны.

В это неспокойное время в элитной военной академии под названием Торс формируется специальный класс под номером VII, куда входят избранные дети из разных краев Эребонии, богачи и простолюдины. Его созданию благоволят люди в самых верхах, остерегающиеся неясного будущего и пытающиеся дать шанс элите империи вырасти в добропорядочных граждан. Классу предстоит не только преодолеть собственные прения, но и узнать, что именно не так с Эребонией. На протяжении полугода они будут учиться, путешествовать и решать вместе много насущных проблем. Разумеется, не обойдется без вмешательства в политические разборки и предотвращения войн.

Всего персонажей девять. Позже к ним присоединятся еще двое, но упоминать их — это нарываться на спойлеры. Так что остановимся на оригинальном составе, с которым мы проведем практически все время в игре.

Рин Шварцер

Главный герой, наше протеже, хорошист со внешностью типичного ОЯШа, но со шрамом на груди, который дает невероятную силу, до поры до времени скрытую. Усыновленное дитя мелкого дворянина и негласный лидер всего класса. В академии — он мальчик на побегушках у школьного совета, выполняющий поручения на разный лад и помогающий одноклассникам. Я не буду пытаться подсластить пилюлю: характер у него едва прописан. Даже Ллойд из прошлой арки имел намек на человечность. Рин — просто автомат для добычи реплик и движения по сюжету. Почти как герой Persona, на которую равняется Cold Steel, но там это обусловлено концепцией «коллективного бессознательного», а здесь выглядит как попытка сделать героя для всех и каждого — tabula rasa. Возможно, в следующих играх он начнет «раскрываться», но лучше сразу определить его для себя как проводника, а не полноценного протагониста.

Алиса Рейнфорд

Эталонная цундере, которая, как по учебнику, плюхается на голову главному герою, а потом презрительно «хмыкает» в его присутствии. Косички — на месте, как и истерики при малейшем намеке на близость между ней и Рином. Что не мешает сценаристам подталкивать парочку в объятия друг друга.

Хоть игра дает возможность крутить шашни с разными девушками, именно Алису можно и нужно считать «истинной дамой сердца». Что интересно, она — дочь главы индустриального гиганта, который производит чуть ли не всю технику империи: от железных дорог и поездов до танков с пушками. В связи с чем у Алисы развился комплекс «недолюбленного ребенка» и острое желание показать маме, что она может взять на себя ответственность за свою жизнь. Начинает она малого — с участия в клубе лакросса.

Эллиот Крейг

На первый взгляд непонятно зачем поступивший в военную академию женоподобный мальчуган, который обожает музыку и видит свое будущее в оркестре. С Рином у него сразу устанавливаются доверительные и дружественные отношения. Может, потому что в нем не видно конкурента в амурных делах? Девушки Эллиота не волнуют, ну, кроме старшей сестры, которая в нем души не чает. А еще Эллиот — сын одного из бригадных генералов в имперской армии и мечтает, чтобы отец им гордился. А пока он участвует в музыкальном кружке.

Лаура Арсейд

Дочь крупного барона, которая выбрала «путь меча». В прямом и переносном смысле — она повсюду таскает фамильное оружие, длиной с ее рост. Тренировки интересуют ее больше романтических забав и походов по магазинам. Наделена острым чувством справедливости, из-за чего у нее возникает недопонимание с другими членами класса, которые прибыли из мест не столь благородных. По ходу дела показывает более мягкую сторону, например, страсть к кулинарии и милым вещицам. Еще всерьез занимается плаванием.

Мачиас Регниц

Сын губернатора имперской столицы и ярый противник классовой системы. Считает знать чуть ли не главным виновником всех бед Эребонии и поначалу наотрез отказывается сотрудничать с представителями знатных родов. Потом однако познает, что у каждой медали есть другая сторона и что ради общей цели нужно переступить через неприятие и заблуждения. Очень педантичный, начитанный и берет шествие над шахматным клубом.

Эмма Мильштейн

При беглом взгляде — типичная «классная староста» в очках и с завидным размером груди, пытающаяся быть учтивой со всеми вокруг. Слишком учтивой. У нее хватает личных тайн и переживаний, в первую очередь связанных с кошечкой, следующей за ней по пятам. Позже она также проявляет необыкновенную осведомленность в магическом искусстве, а в свободное время состоит в литературном кружке, где пишет, так сказать, фанфики для одиноких девушек.

Юсис Альбареа

Напыщенный сын одного из главы ведущих семейств Эребонии, не подпускающих к себе людей и смотрящий на них свысока. Манерность соседствует с гордостью, но в глубине души он — хороший принципиальный человек. Он готов помогать товарищам, даже если терпеть их не может. Его конфликт с Мачиасом тянется чуть всю игру, правда, от идеологического он переходит в разряд полушутливого соперничества. Не терпит слабости и лицемерия, пытается всего добиваться своими силами, что отличает его от ленивой знати. К ней он не чувствует пиетета. В академии облюбовал верховую езду.

Фи Клоссел

Бывшая воспитанница наемнического отряда, которая выросла на поле битвы, забавляясь не с мягкими игрушками, а с ножами и гранатами. По характеру похожа на бродячую кошку: никого не слушает, лазает по крышам, спит где попало и разговаривает короткими фразами. Зато в бою ей нет равных. Она быстрая, умелая, юркая. Не особо переживает из-за своего прошлого и не слишком задумывается о будущем. Примечательно, что в школе она вступает в клуб садоводства и в уходе за цветами побеждает свой эгоизм.

Гай Ворзел

Самый унылый персонаж всей саги. Серьезно, нужно было постараться, чтобы экзотического иностранца, прибывшего из далекой края кочевого народа, сделать настолько плоским и скучным. У него конечно есть верование в богиню ветра, и его семейству посвящена солидная глава со свободным исследованием огромной локации, но как личность Гай едва ли не хуже Рина. Наш герой хотя бы обладает талантом влипать в дурацкие ситуации, а этот парень всегда остается на заднем плане. Зато рисует он хорошо — от того и записывается в художественный кружок.

Каст на этих ребятах, конечно, не заканчивается. В разные моменты повествования к классу VII будут присоединяться другие персонажи, среди которых стоит выделить классного руководителя Сару Валестайн, любительницу крепких напитков и хитроумных тестов.

Такое количество действующих лиц — не новость для франшизы; в той же Trails in the Sky: the 3rd и Trails to Azure тоже хватало героев на выбор, но они сбивались в кучу ближе к финалу, когда каждого игрок знал, как облупленного. Однако Cold Steel сходу предлагает знакомиться с десятком подростков, и поначалу они кажутся стандартными аниме архетипами. К счастью, почти все они позже раскрываются и показывают себя с лучшей стороны. Им далеко до моих фаворитов из ранних частей The Legend of Heroes, зато вместе они действительно похожи на компактную армию, учащуюся премудростям взрослой жизни на практике.

Кстати, об учебе.

Желание Falcom повторить успех Persona реализовалась в настолько явные заимствования, что это может сбить с толку. Важно помнить, что это не симулятор школьника. Как и в играх Atlus тут есть календарь, в котором выделяются учебные дни, когда нужно сидеть на уроках, изредка отвечая (желательно правильно) на вопросы, и свободные дни, когда Рин выполняет квесты в кампусе и прилегающем к академии городке Триста, а также узнает его жителей и своих одноклассников получше.

Квесты, как обычно, для серии — это «принеси-подай», но с забавными темами и персонажами, у которых есть имена, черты характера и истории, развивающиеся по ходу игры. Разработчики в стремлении сделать уникальными всех NPC достигли новой вершины. Теперь прямо в дневнике есть вкладка для одноклассников и учителей, которую можно и нужно заполнять, беседуя с ними в разное время.

И вот уже безликие куклы становятся милыми сердцу товарищами.

Член клуба фотографии, охотящийся за красивыми дамами, две сестры близняшки, любящих подтрунивать друг на другом, обожающий пространные лекции учитель, растяпа со своим дядюшкой, даже банальный уборщик или продавец в магазине — все они кажутся «живыми» и «реальными» благодаря фирменному подходу авторов.

А для класса VII приготовили целую механику — «bonding» или возможность проводить время наедине с интересующим персонажем. На все про все дается ограниченное число «очков», хотя во время повторного прохождения это ограничение снимается и можно «встречаться» со всеми одновременно. Это не свидания в прямом смысле слова. Также не стоить ждать чего-то настолько же проработанного, как социальные связи в Persona. Это маленькие сценки на движке, часто не выходящие за рамки диалогового окна, показывающие знакомых героев в полдневных хлопотах.

Помимо вышеперечисленного наш герой может посвятить время побочной деятельности. Например, знакомой по другим играм серии рыбалке, которая, на мой взгляд, сильно упростилась, превратившись в нехитрую мини-игру.

Или же сбору рецептов, готовке, заполнению «монстропедии».

В конце концов — игре в Блейд. Специально придуманная карточная забава с довольно очевидными правилами, но сильно завязанная на удаче, из-за чего выиграть довольно-таки непросто. Резаться в нее можно лишь в отведенных по сюжету местах, собственно, как и кататься на лошади. Не знаю, как остальным, но мне больше нравились стандартный покер с блэкджеком и клон тетриса под названием Pomto!

Ну и еще нам предлагают этаж за этажом исследовать местный Тартарус… пардон, старое школьное здание. Ничего особенного оно собой не представляет — набор подземелий с боссами в конце, использующееся в качестве набивание опыта и одного сюжетного твиста. Вполне рабочий вариант отточить навыки до того, как понадобится выехать за пределы академии Торс.

Раз в месяц все учащиеся класса VII сдают небольшой экзамен и получают направление на практику. Посылают ребят в разные уголки империи, чтобы выполнить набор обязательных миссий и узнать, чем дышит простой люд  Эребонии. Группу обычно делят пополам, а мы управляем лишь той, в которую попадает Рин.

Командировки проходят в сельской глубинке, военной крепости, на зеленых прериях, индустриальных центрах, даже в столице государства. Локации подобраны на любой вкус и везде героев ждет свое испытания, иногда очень тяжелое. Так или иначе, а школьники втягиваются в борьбу между реформистами и консерваторами. Политические разборки, военные конфликты на границе, странные магические феномены и попытки покушения — скучать точно им не приходится, хотя порой и кажется, что игра слишком уж схематично выстроенная.

В прошлых частях, когда герои были брэйсерами и полицейскими, они путешествовали не только по воле службы, но и реагируя на меняющуюся обстановку. Trails of Cold Steel состоит из стандартного списка «учеба-отдых-практика», который повторяются вплоть до финала. Свободы нет и это невольно напрягает. Создается ощущение, что все важное происходит за кулисами, а мы следуем по чему-то сценарию без права выбора. Да и сам сюжет скроен из большого количества лоскутков и заключен в парадигму меньшего зла. Так ли опасен канцлер, ведущий империю в будущее? Или террористы, называющие его узурпатором? А как насчет соседней республики, заглядывающейся на чужую землю, или Кроссбела, где происходят совершенно непостижимые вещи?

Класс VII ищет свой путь в нарастающем хаосе, немного наивный, альтернативный путь, который невозможен без взаимовыручки и компромиссов. Увы, но это не сравнить с драматическим накалом прошлых частей, которые были мрачнее и серьезнее. Но с другой стороны Cold Steel сильнее вовлекает в сюжет и игровой мир. Изменившая перспектива, возросший масштаб позволяют закрыть глаза на недостатки. Тяжело в учении — легко в бою.

Ну и какая часть The Legend of Heroes обходится без неожиданных поворотов? Trails of Cold Steel настолько «наглеет» в этом плане, что устраивает многочасовой эпилог и вводит новую игровую механику прямо перед финальными титрами. Если бы после этой игры не вышло бы продолжения, Falcom сгорели бы до тла от гнева фанатов.

И раз мы подошли к теме, то пора поговорить об этих самых боевых механиках.

Можно по-разному воспринимать новый облик игры, но в одном Trails of Cold Steel лучше предшественников — никогда еще не было так приятно сражаться. Эволюционировавший «пошаг» серии достиг той плавности, удобства и предсказуемости, которых так не хватало раньше.

Мы по-прежнему бьемся на отдельных аренах с одним или несколько врагами за раз. Можем применять физические удары и способности, а также магические, завязанные на специальных устройствах — АРКУСАХ, продвинутых версия старых добрых орбментов. За свой ход можно также использовать предметы, супер удары с отдельной заполняемой шкалой, переместится в рамках небольшого радиуса или совершить побег.

Боевка вроде бы недалеко ушла от других частей The Legend of Heroes, но разница в нюансах.

Во-первых, теперь не нужно мучиться с кварцами, волшебными камушками для АРКУСА, комбинируя их в нужной последовательности, чтобы получить необходимый набор заклинаний. Каждый камушек, включая самый большой — мастер кварц, уже «содержит готовое заклинание» и дополнительный плюсик для статов. Теперь под каждую ситуацию легче снарядить персонажей.

Во-вторых, комбо атаки претерпели изменения. Это уже полноценные «связки» между героями, которые можно прокачивать либо в самих битвах или во время повседневной рутины. Каждый уровень дает полезные бонусы. Например, добивание или лечение.

В-третьих, у  врагов помимо стихийной уязвимости (к огню, земле, воде итд) появилась еще и уязвимость к одному из четырех видов атаки. Удачное попадание ведет к разбалансировке и позволяет персонажу в «связке» нанести дополнительный удар, а позже — всей группой устроить коллективное избиение вражеской живности.

Одна беда — физические атаки в Trails of Cold Steel уступают магическим, поэтому в битвах с бронированными противниками толку от них немного.

Сами по себе битвы стали стремительнее, зрелищнее. Но не сложнее. За всю игру я только дважды напрягался, подбирая нужную тактику. В остальное время я «летел» по сюжету на «ковре самолете» — без препятствий.

В остальном ничего сверхординарного Cold Steel не добавляет.

Саундтрек, как всегда, роскошный — сотрудники музыкального отделения Falcom не зря едят свой хлеб, прогрессируя в профессионализме и качества записи. Озвучка, а я говорю про японский дубляж, тоже хороша, но… ее мало. Настолько мало, что это вызывает эмоциональный раздор, когда говорят все, кроме Рина, или когда одна фраза в диалоге озвучена, а следующая за ней — нет.

Графика, как я говорил, отличная в рамках серии, но очень устаревшая. На PS3 хватало проектов красивее. Но Falcom трудно ругать за картинку, если вспомнить как мало у нее сотрудников и как много у них обязанностей.

В свое время ходило такое утверждение: «игра, ради которое стоит купить консоль». В разное время это были блокбастеры, гонки и открытые миры, но, если хорошенько подумать, разобраться, то именно The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel — игра, ради которой можно не только купить консоль, но и выучить японский. К счастью, мы живем во времени, когда ни первого, ни второго делать не понадобиться. Любой человек может насладиться этим великолепным, продуманным до мелочей и обширным миром, с которым не хочется расставаться. Если после сотни часов не пропадает желание играть дальше, значит, создатели игры все сделали правильно.

Увидимся в следующей главе!

Оставьте комментарий