Jedi Survivor — Ошибка Выжившего

После повторного прохождения Jedi Fallen Order, его переосмысления, я планировал, не откладывая, ворваться в Jedi Survivor. Я предвкушал еще больше приключений, исследований, сюжета и научно-магических финтифлюшек, которыми так полна вселенная Звездных Войн. После успеха первой части выдавалось, что Respawn не будут сдерживать бюджетные и творческие рамки. И что EA не пожалеет денег на один из своих главных одиночных блокбастеров.

И знаете, если говорить сухим языком статистики, сравнивая показатели двух игр, то все действительно так. Масштаб вырос, способностей и стилей (стоек) прибавилось, появились множество новых персонажей, ролики стали краще, даже побочных активностей — тьма. Но перед всем этим многообразием и ослепительным великолепием стоит один гигантский шлагбаум — оптимизация. И если ваш ПК — это не мощная станция, обслуживающая NASA, то вы будете постоянно натыкаться на эту преграду. И ваш интерес неизменно будет смешиваться с раздражением, вызванным ужасающим техническим состоянием игры.

Скажу честно, последний раз я так негодовал аж в 2017 году, когда играл, вернее пытался играть в Nier Automata. Сейчас принято носить на руках творение эксцентричного японского дизайнера Йоко Таро и искать новые интерпретации в концовках и игровых аллюзиях. Но многие забыли, что на релизе эта игра работала отвратительно. И компьютерщикам пришлось ждать годы, прежде чем Square Enix выпустила патч, который однако многие проблемы так и не решил. Помогла эволюция «железа», и современные ПК просто «переварили» Nier Automata за счет мощности. Но когда «брутфорсно» можно будет «переварить» Jedi Survivor, я даже не знаю. В 2030?

Дело не только в том, что игра работает плохо (один и тот же UE4 движок, при довольно мало изменившемся уровне графики по сравнению с первой частью), выдавая иногда по 15-20 кадров. Краши и проблемы с замыленной картинкой — тоже можно пережить. Хотя я не рекомендую открывать карту в лифте, дабы не провалиться под текстуры. Но невозможно справиться со статтерами, которыми присутствуют даже на топовых ПК с самыми быстрыми SSD. Про средние и маломощные системы лучше вообще не вспоминать, ибо их ждут адские мучения.

В какой-нибудь другой игре можно было закрыть на это глаза и смириться, но в Jedi Survivor — это, во-первых, метроидвания с динамичной акробатикой, а во-вторых, клон Dark Souls. Поэтому в обоих случаях реакция, скорость, отзывчивость играют колоссальную роль. Малейшее отклонение, выпадение из ритма или тот же самый статтер — и все, вы получаете удар от врага или падаете в пропасть. И так непростые бои становятся совсем хаотичными, а эпизоды с вертикальным подьемом или спуском приходится повторять снова и снова.

А надежды, что разработчики что-то смогут исправить — мизерные. EA никогда не уделяла ПК достаточно времени, а такому релизу нужно не только время, но и много денег. Нужно пересобрать игру заново, что никто делать не будет. Символом всего этого пофигизма можно считать «кэширование шейдеров», которое стартует при КАЖДОМ запуске и отнимает 3-5 минут. Достаточно времени, чтобы передумать играть.

Но если вы все-таки выдержите и вытерпите, как я, то вас все равно ждет несоответствие желаемому. Я говорил выше про разросшийся объем. Но много — не значит хорошо. И Jedi Survivor показывает это очень наглядно.

Например, размер карты. Вместо нескольких в меру крупных локаций, как в Fallen Order, у нас есть одна гигантская планета-хаб, которую мы постепенно исследуем, уголок за уголком. В ней полно альтернативных, необязательных проходов с сокровищами, опциональных боссов. Также появились второстепенные квесты, которые дают завсегдатаи местного салуна. Ничего выдающего — обычные почтовые миссии или контракты на убийства, награда за которые чисто символическая.

Увы, но разработчики так и не придумали, как мотивировать игрока изучать окрестности. Из полезного — увеличение полоски Маны или Силы. А все остальное — это косметические шмотки. Убежден, найдутся личности, которые будут собирать себе джедайские мечи, менять цвета и части своему дроиду BD-2, костюмы Кэлу Кэстису или разные прически, но это не имеет никакой практической ценности. Даже для фаната ЗВ это — забава на пару вечеров.

Ну можно еще пособирать рыбок на аквариума или семян для открытого сада, сыграть в местном боевом голосимуляторе, который по интересу и тактикам уступает даже легендарному пазааку. На этом и усе…

Меня поражает, что у сценаристов были развязаны руки в отношении дополнительного контентиа, но они не придумали ничего экстраординарного. Кроме затерянных архивов, джедайских гробниц, которые нужно проходить, используя смекалку. Эти уровни-головоломки вышли отличными, но их совсем немного.

Кое-кто мог бы возразить: зато теперь у нас свобода и огромные откртые пространства. В первой игре такого не было — аргумент. Тамошние локации были меньше, компактнее, но зато лучше замыкались друг на друга. Был стимул изучать их, потому что это было несложно. А теперь из-за возросших масштабов, игра напоминает не метроидванию, а ассасинов. Прежде чем мы дойдем до занимательных секций, придется бегать по унылой пустыне, избивая орды унылых респаунящихся дроидов. Возможность быстрого перемещения между точками медитации — отличное нововведение, но оно не сильно скрашивает положение, потому что расставлены они как попало.

Я понимаю, что разработчики хотели скосплеить Дикий Запад с его эстетикой «одинокого ковбоя» (джедая) и разных наемнических банд. И это сработало бы, если бы мир игры был живой. Да, роботы и клоны бьются с фауной, но это не какая-та умная симуляция, а просто фоновая активность. В игре даже смены дня и ночи нет, а ландшафт очень однообразный: горы, скалы, песок с редкими вкраплениями зелени. В Fallen Order были и болота, и заброшенные храмы, и высокие деревья, и зеленые равнины. А здесь — одна пустошь. Причем на других планетах — тот же песок, только другого цвета, изредка с речушками и озерцами. Выделяется разве что мегаполис Корусанта, но делать там особо нечего.

Не лучше дела обстоят с сюжетом.

Если Fallen Order был про то, как Кэл Кестис возвращается к роли джедая после многих лет пряток и сомнений, обретая смелость и уверенность, нового учителя — Цере, друга — Гризза, и соратницу — Меррин, то вторая повествует о его новом статусе. Статуса выжившего, но пока еще не знающего, к какой стороне Силы примкнуть. Неплохая идея, но ее реализация… Боже мой… Вместо ожидаемого совместного путешествия, мы видим героя одного, потерявшего связь с другими членами экипажа Богомола. Половину игры мы ищем старых друзей (привет, Mass Effect 2, блин), а потом воюем с Империей. Вместо личных историй, нам впаривают пафосную туфту с ничего не значащими фразами.

Цере из сломленной, но перерожденной женщины превратилась в унылую святошу. Меррин обстригла волосы и ускакала  «искать себя» на просторах галлактики, Гриз вообще скатился до несносного зануду, доживающего век на задворках. Кэл заметарелил, нахмурился, сбросил с наважденный юный дух, но так и не избавился от глупой привычки взваливать все на себя.

Обиднее всего, что мы видим этих героев ПОСЛЕ случившегося. Мы не видим их совместное приклоючение. Их развитие. Нам о нем говорят, шутят, напоминают, но это как встретиться с друзьями, которые ходили в поход без тебя. Зачем нужно было все так обнулять, я не понимаю. Между играми разница — четыре года, никто не успел забыть про события игры.

Про злодея, который появляется два-три раза в катсценах, мне тоже сложно вспоминать. Трилла из Fallen Order была неоднозначной, такой себе антитезой Кэла, избравшей Тьму. Победа над ней значила победу Кэла над своими слабостями. А теперь у нас оступившийся джедай из прошлого, мечтающий о власти. Ох, как свежо. В конце, однако, сюжет пытается сделать «подъем с переворотом», меняя друзей на врагов, но это выглядит как жест отчаяния, а не хорошо продуманная история.

Ну и поиск безопасного места для несчастных жертв Империи очень напоминает историю аболиционистов времен Гражданской войны. Могло бы задеть за душу, если бы Империю не изображали бы штурмовики-идиоты и сами знаете какой Лорд.

Во всем этом сценарном бардаке есть одно светлое пятно — отношения Кэла и Меррин. Еще в прошлой игре был намек на их взаимность, но в Jedi Survivor пошли дальше, намного дальше, чем рискуют идти современные пуританские авторы.

Во-первых, Меррин, когда не трещит про Сопротивление и Мир во всем Мире, очень клевый персонаж. Саркастичная, подкалывающая Кэла и не желающая ему уступать ведьмочка с нехилыми способностями. В нескольких совместных миссиях и одной крутой и зрелищной битве они настолько хорошо срабатываются, что их поцелуй встречаешь как заслуженный приз. И целуются они еще много раз. Меррин заземляет джедая, а он, наоборот, не дает ей далеко улететь в своих стремлениях. У них очень зрелые отношения и интригующее будущее, если конечно сценаристы не пойдут на попятную.

В боевой системе поменялось мало. Улучшился контроль над персонажем и парирование — сражаться стало веселее, но это все еще кривой «соулс-лайк» со всеми вытекающими. Помимо расширенного дерева навыков появились также и перки, дающие неплохие бонусы. Стоек тоже стало больше, дали возможность стрелять из бластера, хотя враги слишком глупые, чтобы это могло сильно повлиять. Самый заметный апгрейд произошел в части акробатических испытаний. Сейчас мы не просто бегаем по платформам и цепляемся за канаты, мы буквально парим в воздухе и совершаем немыслимые кульбиты, как на арене в цирке. Жаль, эти вау-моменты распределены слишком неровно по игре.

Но вот, кажется, все, что хотелось рассказать о сиквеле. Это явно не то, что я хотел бы видеть и явно не так, как я воображал. Похоже, что Jedi Survivor постигла судьба игры, в которую слишком быстро влили слишком много денег.  В отличии от хитов Naughty Dog и Santa Monica, где все выверено до последнего пикселя и анимации, тут многовато моментов, сделанных на коленке, впопыхах, притянутых за уши  и абсолютно неуместных в контексте истории и дизайна. Все это указывает на проблемы в процессе разработки и неопределенность относительно того, куда двигаться в рамках сущестувующих канонов вселенной. Будь это самостоятельный продукт, не связанный с ЗВ, было бы проще.

Но при всех недостатках, кошмарной производительности, сюжетной упрощенности Jedi Survivor — игра, которую можно попробовать. Да, проходить на 100% я бы не советовал, но основная линия сделана неплохо. И есть надежда, что третья часть сможет найти себя и, наконец, довести джедайскую формулу до нужной кондиции.

Оставьте комментарий